Тяжело ли работать воспитателем в детском саду. Образование для работы воспитателем в детском саду. Плюсы и минусы профессии

11.03.2024

Элина Кругликова
Начало работы, или Начинающему воспитателю посвящается…

Помню первый свой день на работе . Не забуду его никогда. столько опыта дает именно этот первый день. Так наполняет душу. и помнится по минутам. в голове мелькают голоса и лица детей, улыбки и слезки, крик и шепот, рисунки, игры, вопросы и много всего.

Я пришла работать в середине лета в смешанную группу детей от 3 до 5-6 лет на следующий день после защиты диплома в педагогическом. И уже потом поняла что хотя бы половину тех знаний что дали мне 6 курсов университета стоило оставить за стенами детского сада. Вспоминать и пользоваться ими приходиться только потом, а для начала попробуйте не повторять за дургими воспитателями , не копировать их стиль и фразы, а просто быть собой. Дети настолько тонко чувствуют поведение взрослого, что ошибки быть не может. Вот несколько важных моментов.

Будьте ближе к детям. Начните с себя, вспомните свое детство : как хотелось поболтать с подружкой, поиграть в догонялки, не спать в тихий час, не есть ту невкусную котлету, да мало ли еще что не сделать. И вот вспомнив то ощущения, когда вас заставляют - вы все поймете. Может стоит разрешить поболтать но после обеда, поиграть в догонялки вместе с ними но на улице в безопасном месте, объяснить зачем нужно отдыхать в тихий час и посидеть на кроватке, разрешить съесть только ту вкусную картошку, да мало ли еще что. И может тогда вы построите тот первый мостик - мостик к малышу, который и есть весь мир.

Несколько наблюдений, сделанных мною практически в первую неделю работы . Длинная юбка на воспитателе - залог непременного успеха. Восприятие ребенком формы одежды происходит моментально, у него сложились некоторые образы и понятия о добре и зле. И поверьте, "тетя" в черных брюках и мрачной кофточке воспринимается ребенком немного иначе, чем одетая в юбку в пол спокойного тона и кофту, а если еще на ней бусы длинные, красивые! У меня в "рабочем гардеробе " таких комплектов несколько, от всех моих бус сходят с ума даже мальчики старшей группы, всем детям разрешается ими играть, трогать, рассматривать, но только сидя у меня на руках (кстати это дети безумно любят, т. к. это напоминает им раннее детство) .Многие вещи из гардероба созданы собственноручно, их дети особенно любят, будь то кошка с пуговичками вместо глазок или гусеница на футболке из ткани разных фактур. Дети чувствуют вещи, в которые вложена душа.

Еще один момент - разговаривая с ребенком, опуститесь до его роста. Сразу вспоминаются слова :

А Вы прилягте на траву,

Ведь это очень-очень просто,

И одинакового роста

Вы сразу станете с детьми.

Как точно сказано, сказанное с высоты взрослого не всегда попадает туда куда необходимо. На практике мною это проверено во многих ситуациях : будь то на прогулке или в группе, сравните фразы и почувствуете.

"Саша перестань бегать,"- кричит воспитательница на всю площадку . Несколько детей рядом испугались, еще несколько просто оглянулись, отвлекшись от игры.

"Сашенька, подойди ко мне пожалуйста,"- спокойным голосом подойдя максимально близко просит воспитатель . Саша подходит и ему объясняют зачем позвали и просят быть аккуратнее при игре с другими детьми. Да возможно не сразу, но вы добьетесь успеха.

Продолжение позже.

The Village продолжает выяснять, как строится бюджет людей разных профессий. Недавно воспитательница детского сада из Перми Мария Шубина опубликовала на своей странице в соцсети открытое письмо президенту. Она жаловалась на неэффективную работу местных чиновников и профсоюзов, завышенные требования, которые предъявляются к педагогам, и низкие зарплаты. По словам Марии, даже с учетом всех стимулирующих выплат и дополнительных занятий воспитатель получает в районе 20 тысяч рублей. Ее московская коллега анонимно рассказала The Village, какие игрушки запрещены в детских садах, из чего состоит доход воспитателя и куда уходят деньги.

Профессия

Воспитатель группы полного дня

Доходы

53 000 рублей

Траты

4 000–5 000 рублей

занятия спортом

4 000 рублей

уход за собой

10 000 рублей

3 000 рублей

косметика

образование

4 000 рублей

кружки и секции для ребенка

8 000 рублей

продукты

4 000 рублей

500–1 000 рублей

10 000 рублей

накопления

Как стать воспитателем

Мне 30 лет, работаю воспитателем пять лет. В детский сад я устроилась, когда туда пошла моя дочка, но никаких льгот и привилегий у родителей, которые сами там работают, нет. Если хочешь отдать своего ребенка в сад, так же как и все остальные, записываешься на портале госуслуг, встаешь в единую очередь. Но для меня большой плюс этой работы был в том, что я могла проводить со своим ребенком больше времени. К тому же мамам маленьких детей часто приходится брать больничный. Если в каких-то других местах к этому относятся негативно, то в государственном детском саду старались войти в мое положение и никаких вопросов по этому поводу не было. Моя дочь теперь уже ходит в школу, но я осталась работать в детском саду.

Сначала я пришла на должность документоведа, но через некоторое время решила перейти на работу с детьми. У меня два высших образования: экономическое и педагогическое, но специальность - учитель географии. Все же методики работы со школьниками и с детсадовцами совершенно разные, потому я, как и все педагоги с непрофильным образованием, проходила курсы переподготовки. Первое время я была воспитателем в самой младшей группе, а потом стала работать с детьми постарше.

Большинство воспитателей - это женщины лет 40–50, примерно треть - молодежь до 35 лет. А вот мужчин-воспитателей у нас в саду нет и, как рассказали коллеги, не было и раньше. Сейчас уже есть истории, когда отцы уходят в декрет, но профессия воспитателя остается чисто женской. Хотя я считаю, что детям, особенно мальчикам, иногда нужно поговорить с кем-то по-мужски.

График работы

Еще один плюс моей работы - сменный график. Детский сад работает пять дней в неделю с 07:00 до 19:00, но воспитатели сменяют друг друга. Мой рабочий день длится 7 часов 20 минут, а рабочая неделя - 36 часов. Если в один день я в детском саду с утра и до обеда, то на следующий день буду работать вечером. Еще у воспитателя отпуск 42 календарных дня, и, как правило, мы берем его летом. Сад открыт круглый год, но летом меньше детей: кто-то у бабушки в деревне, кто-то отдыхает с родителями. Потому группы могут объединять, сделать из двух одну, и будет нужно уже не четыре воспитателя, а два.

Детский сад начинает работу ровно в 07:00, и примерно к этому времени родители начинают приводить детей. Пока все собираются, я включаю аудиосказку, достаю настольные игры, а сама готовлюсь к занятиям - подбираю книги и раздаточный материал. К восьми часам приходит помощник воспитателя, а к 08:20 обычно собираются все дети и садятся завтракать. Ровно в 09:00 начинаются занятия, которые расписаны по дням. Это может быть лепка, аппликация, рисование, физкультура, музыка, формирование элементарных математических представлений, про окружающий мир и художественное развитие. С 10:00 у детей свободное время для игр, потом - второй завтрак, после чего мы идем на часовую прогулку. Возвращаемся к обеду, за которым следует традиционный тихий час. Обычно в младших группах дети так устают во время игр на свежем воздухе, что всегда засыпают, а вот в подготовительных, где всем уже по шесть-семь лет, несколько человек могут и не спать. Мы их убеждаем не шуметь, пока другие отдыхают.

После тихого часа наступает время полдника, игр и занятий. Обычно дети увлекаются чем-то на 15–20 минут, потом им становится скучно, и надо менять вид деятельности. Педагог сам решает, чем заниматься с детьми, но все должно быть в рамках государственного образовательного стандарта. Иногда мы придумываем необычные развлечения - показываем опыты или вместе ставим сценки. Сейчас я прохожу обучение, чтобы проводить в группах английские физкультурные минутки: на них с помощью игр и песен можно познакомить детей с иностранным языком.

В 17:00 опять собираемся на вечернюю прогулку, после нее ужинаем, и некоторые родители уже часов с 18:00 приходят за детьми, так как сейчас у многих дополнительные занятия. Детский сад работает до 19:00, но иногда воспитателям приходится задерживаться, пока родители не заберут всех детей. Такого, что кто-то постоянно опаздывает, у нас нет, но каждый может попасть в пробку или задержаться на работе, главное - позвонить и предупредить об этом.

Дресс-код и правила

В детских садах достаточно строгие правила, все регламентировано федеральным стандартом. Хоть у нас и нет алгоритма игры на погремушке, но вообще мы руководствуемся многими документами. Например, есть единый стандарт, какими должны быть игрушки - без острых углов, из определенных материалов. Плюшевые мишки, как в нашем детстве, запрещены. Это связано с тем, что мягкие игрушки тяжело мыть, а мы это делаем регулярно. Как дети обращаются с вещами? Уронил на пол, поднял, обнял, поцеловал. Все должно быть чистым. У нас много деревянных игрушек, они теплые, приятные на ощупь, хорошо пахнут и к тому же легко моются. Игрушек из искусственных материалов тоже хватает: пазлы, машинки, кухня с пластмассовыми овощами и фруктами, «уголок красоты» с феном и расческой. Уже третий год дети в них играют, и ничего не сломалось.

Весь раздаточный материал для детей должен быть заламинирован, у нас в саду есть оборудование для ламинации. У нас вообще нет проблем с методической литературой, игрушками и расходниками - пластилином, фломастерами, карандашами. Мы ничего не покупаем сами и не просим об этом родителей.

Есть требования и к внешнему виду воспитателей. В идеале носить нужно туфли на небольшом каблуке с круглым носом, прямые брюки и пуловер пастельных тонов. Категорически запрещено все то, что может как-то поранить детей: туфли на шпильках или с острыми носами, длинные ногти. Не должно быть коротких или слишком длинных юбок, декольте, пирсинга на лице и яркого макияжа. Джинсы с дырками тоже под запретом, но я иногда, хоть и очень редко, их все же надеваю. Можно позволить себе, например, что-то красное, футболку без принта, кожаные кеды или кроссовки.

Манная каша и другие проблемы

В наш сад ходят очень разные дети, в том числе из обеспеченных семей. Но вопреки стереотипу об их избалованности и испорченности наши дети бережно относятся к игрушкам и книгам. Конечно, бывает, что все носятся, стоят на ушах и ничего не слышат. Обычно в таких случаях мы устраиваем физкультурные минутки - это дает выход энергии, дети танцуют, а не разносят все вокруг. Это хорошо работает с маленькими детьми, а вот с подготовительной группой нужно договариваться, использовать строгий взгляд и серьезный тон.

Легендарная манная каша все еще входит в меню детских садов, но, к счастью, бывает в рационе не так часто. Сейчас появилось много альтернатив: мультизлаковая, овсяная, гречневая каши. Но добавилось и еще одно блюдо из манки - запеканка, которую дети тоже не особо жалуют.

Есть у детей и свои любимые блюда: обычно куриный суп-лапшу и картофельное пюре съедают подчистую. Если дети отказываются от еды, мы на них не давим. Еще когда я была маленькая, нам постоянно говорили: «Ленин был за чистые тарелки», «Пока не съешь - из-за стола не выйдешь». Сейчас такого нет, все строится на принципе ненасилия. Хотя можно поуговаривать ребенка, например, рассказать, как старались повара, когда готовили это блюдо.

О том, что ребенок плохо ест, мы рассказываем родителям. Некоторые мамы сами просят детей кормить, например, договориться сначала на пять ложек супа, а там уже ребенок обычно втягивается в процесс и съедает всю тарелку. Но есть такие случаи, когда дети не едят ничего. У нас есть мальчик, который питается только хлебом и яблоками и пьет воду. Чего мы только с ним не пробовали: просили родителей принести из дома привычные тарелки и приборы, водили его к психологу. Но пока ничего не помогает, и второй год ребенок сидит на странной диете.

Сейчас родители могут жаловаться напрямую в московский департамент образования, минуя руководство детского сада. Они активно пользуются этим правом, только потом часто об этом жалеют. После таких жалоб попадает и директору сада, и администратору корпуса, и воспитателю, а в итоге мама приходит и говорит: «Простите, я на эмоциях написала там разного, была не права». Бывают и такие родители, которые считают нас прислугой и пытаются общаться с нами в приказном тоне, учить жизни. К счастью, таких меньшинство.

Иногда родители поощряют то, что в детском саду категорически запрещено. Не так давно в Москве был случай: один ребенок засунул в ухо какую-то маленькую игрушку, ходил с ней несколько дней, а извлекали ее хирургическим путем. После этого в целях безопасности приносить в детские сады собственные игрушки запретили. Если ребенок все же пришел с чем-то из дома, нам приходится забирать и прятать в шкафчик до прихода родителей. А они разрешают ребенку носить с собой игрушки, хотя и знают, что это может быть опасно. Получается, что мы - плохие, а мама и папа - хорошие. У нас запрещено драться, детям мы объясняем, что мы одна команда, потому должны объяснять и договариваться. А некоторые родители, наоборот, учат ребенка дать сдачи, ударить или толкнуть в ответ еще сильнее.

Если воспитатель заметил, что ребенок пришел в синяках, причем не на коленках и локтях, а, к примеру, на спине, мы обязаны сначала обсудить это с родителями. Если это повторяется регулярно, нужно сообщить психологу и администрации, чтобы те поговорили с родителями. Пока я не сталкивалась с чем-то подобным.

Доходы

Оклад воспитателя в Москве - 46 тысяч рублей, есть доплаты за категорию - первую или высшую. Для того чтобы получить первую категорию, нужно выдержать экзамен. Мы должны постоянно посещать семинары, вебинары, лекции и курсы, вести дополнительные занятия. Потом все свои наработки нужно собрать и представить аттестационной комиссии. Она может задать вопрос по государственным нормативам или недавно пройденным курсам. Если комиссию все устраивает, воспитателю присваивается первая квалификационная категория, за которую положена доплата в размере 10 % от оклада. Через два года можно защититься на высшую категорию. Для этого нужно иметь публикации на специализированных сайтах для воспитателей, дипломы за участие в конкурсах детских рисунков и поделок. За высшую категорию доплачивают уже 16 %.

Также есть стимулирующая часть, которую каждое образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Зависит она от того, сколько детей из группы посетило сад в этом месяце. Для этого показателя есть смешное название - детодни. Допустим, если 90 % детей исправно ходили в сад, то стимулирующая часть будет составлять примерно 30 тысяч. Эта сумма раскидывается на всех, кто работает в группе. Я получаю 9,5 тысячи рублей. Из всех этих выплат вычитается налог 13 %, в итоге входит примерно 53 тысячи.

Расходы

У нас в семье основную часть денег зарабатывает и, соответственно, тратит муж, у меня обычно бывают некрупные расходы. Я занимаюсь йогой и фитнесом, хожу в бассейн, на это трачу около 4–5 тысяч в месяц. Шопоголизм и большие траты на одежду - это не про меня. Я иду в магазин только тогда, когда мне нужна какая-то конкретная вещь. Стараюсь покупать что-то практичное, могу в один месяц отдать 20 тысяч, а иногда и ничего не трачу. В этом месяце я очень выгодно купила на распродаже себе и дочке зимнюю обувь, потратила на все 10 тысяч.

На косметику расходы тоже отличаются от месяца к месяцу. Бывает, что все закончилось, тогда нужно выложить сразу 5 тысяч, но если все есть, то и тратиться не нужно. Косметика обходится примерно в 3 тысячи рублей, сюда же можно отнести мои нерегулярные визиты к косметологу. На маникюр и педикюр я хожу примерно раз в три недели, отдаю за все около 4 тысяч. Поскольку воспитатель должен постоянно повышать свою квалификацию, у меня есть расходы на образование. Так, недавно я прошла обучающие курсы и отдала за них 3 500.

Дочка ходит на дополнительные занятия - танцы и теннис. Часть их них оплачивает муж, а часть - я. Это примерно 4 тысячи в месяц. Я работаю около дома и дохожу до детского сада пешком. Для дальних поездок у нас есть машина, но расходы на бензин и ремонт взял на себя муж. Иногда я пользуюсь общественным транспортом, выходит 500–1 000 рублей.

Раньше за продуктами я ездила в гипермаркеты, но примерно год назад начала покупать все необходимое рядом с домом. В больших магазинах обычно много народу, это очень утомляет, а выгода от запасов на неделю не такая уж большая. К тому же все равно приходится докупать что-то свежее поблизости. Я обращаю внимание на состав и качество продуктов, потому часто закупаюсь в сети «ВкусВилл». Из своих денег я трачу на них примерно 7–8 тысяч рублей, муж тоже покупает еду домой. Еще 4 тысячи уходит на походы в кафе.

Сейчас я считаю свои расходы с помощью банковского приложения на телефоне. Там же есть возможность переносить деньги в виртуальную копилку. Туда я откладываю деньги, на которые летом собираюсь поехать на Байкал и в Индию.

Если вы хотите стать воспитателем , то стоит тщательно подумать, всегда есть вероятность того, что вы потратите годы обучения и практики зря, ведь не всё так просто как кажется на первый взгляд. Конечно, в первую очередь стоит отметить, что данная профессия скорее подходит для тех людей, которые любят детей и готовы посвятить им свою жизнь. Вам придется много работать над собой и научиться сдерживать эмоции.

Многие говорят о том, что прежде чем идти работать , важно хорошо подумать. Если вы любите детей, еще не точно, что у вас получится реализовать себя как успешный воспитатель. Вы должны научиться понимать детей и любить свою работу, но давайте обо всем по порядку.

В чем особенность работы воспитателем в детском саду?

Если в работе со школьниками или студентами вы сможете достаточно эффективно взаимодействовать, то в случае с малышами дошкольного возраста все намного сложнее. Далеко не все родители хорошо воспитывают детей, поэтому вам придется прививать им определенные навыки и обучать основам знаний. Не факт, что они будут вас понимать, а многие просто отказываются слушать воспитателя и всеми силами показывают свое недовольство.

Порой сложно найти оптимальные методы подхода , поэтому в начале вашего профессионального пути будет достаточно сложно. Дети могут быть капризными или привыкшими к совсем иным принципам воспитания, поэтому вам придется потратить достаточно много времени, чтоб наладить отношения. Также многие родители считают, что только они знают, как правильно воспитать малыша, поэтому воспитатель в детском саду - это далеко не всегда авторитет.

Как может отразиться данная работа на вас?

В первую очередь это стресс , избежать которого получается у единиц воспитателей. Сейчас вам кажется, что такая работа не может быть слишком сложной, да и дети приносят вам только позитивные эмоции, но на самом деле все совсем не так. Многие воспитатели настолько сильно проникаются своей работой, что жизнь для них отходит на задний план. Вы должны позаботиться о своем моральном здоровье, а для этого к работе нужно относиться спокойно.

Маловероятно, что вы быстро и легко решите все проблемы и избавитесь от неприятностей, ведь они возникают постоянно, да и опыт нужен большой. Вам придется воспринимать каждого ребенка как своего, для того чтоб дать ему все. Со временем вас будут касаться не только проблемы малыша, но и проблемы его семьи.

Позаботьтесь о том, чтоб у вас было любимое хобби , ведь отдыхать от работы придется достаточно часто. Также могут быть претензии от работников детского сада, особенно если вы начинающий специалист. Вам будут постоянно говорить о том, что вы не умеете воспитывать детей. Это не очень приятно, да и бесследно для вашей нервной системы это не пройдет.

А какие есть плюсы в работе воспитателем в детском саду?

На самом деле их достаточно много, но для тех, кто считает, что данная профессия - это его призвание. Если вы не любите или боитесь , такая деятельность вам не подойдет. Если же вы на 100% уверены в том, что воспитывать малышей дошкольного возраста вы хотите и можете, то не отступайте от своей мечты. Общение с детьми для молодой девушки - это отличная возможность получить опыт и лучше подготовиться к рождению своего малыша. Задача непростая, но вы сможете добиться отличного результата.

Воспитатели часто становятся более терпимыми и уравновешенными, ведь эти качества просто необходимы для их работы. Конечно, если изначально вы являетесь раздражительной особой, то маловероятно, что у вас получится это в себе изменить, но в целом воспитатели становятся более организованными, грамотными и общительными. Это прекрасная возможность избавиться от боязни детей, что характерно для многих молодых девушек.


Почему стоит хорошо подумать, прежде вам вы станете воспитателем?

Вам придется посвящать детям массу времени, ведь вы должны будете как учить их читать, так и завязывать им хвостики и убирать за ними. Отличная школа для молодой мамы, но деятельность достаточно сложная. Часто молодые девушки, которые только окончили педагогический университет, решают идти на работу, а там они сталкиваются с множеством сложностей.

В институтах и университетах вас не учат тому, что придется помогать ребенку идти в туалет или что делать, если у малыша болит живот, а сказать он об этом вам не может. Зарплата в государственных учреждениях низкая, поэтому будьте готовы к тому, что работу вам придется искать самостоятельно.

Конечно, зарплата в частных детских садах высокая, но там намного жестче требования, поэтому вам придется выполнять все указания не только руководства, но и родителей. Часто обеспеченные родители при высоких должностях хотят, чтоб воспитатель был полностью им подвластным, поэтому любые попытки доказать свою правоту будут неуместными.

Отзывы о работе воспитателем в детском саду

1. Маргарита, Москва . Мне достаточно непросто изначально было наладить общий язык с малышами. Они очень милые и доставляют мне массу радости, но поладили мы не так быстро и не так просто. Первые пару месяцев работы были ужасными. Мне казалось, что я они находимся на двух разных айсбергах, между которыми ледяная вода. Сейчас мне проще, но не забывайте, что я к такому результату шла 11 лет.

2. Оксана, Киев . Я не понимаю, кому нравится такая работа. Самое страшное - это то, когда дети начинают капризничать и становятся абсолютно неконтролируемыми. Я недавно окончила педагогический университет, но уже пожалела, что выбрала данную должность. Попасть в престижный детский сад очень сложно, а в государственном нам платят копейки. Сейчас думаю о том, чтоб пойти на какие-то курсы и сменить тип деятельности.

3. Эльвира, Казань . Я еще в школьном возрасте четко понимала, что хочу воспитывать малышей, поэтому вопросов о поступлении в ВУЗ не было. Я четко решила идти работать в детский сад и по сей день не жалею. Мне просто и приятно с малышами, даже когда они проявляют свой характер. Я прихожу на работу и забываю о своих проблемах, ведь рядом со мной самые милые и добрые дети, с которыми я повожу массу времени.

Иногда бывает, я долго не могу уснуть ночью. Тогда я лежу, прислушиваюсь к сопению Семёна и храпу Кисуни, и мысленно составляю в своей голове разные списки и перечни. Последнее время это "10 фактов о....". Задаю себе тему - школа, детство в деревне, первая любовь, на даче с бабушкой, и т.п., и с большим интересом наблюдаю, что именно всплывает в памяти. Если как-то систематизировать эти воспоминания, то мне запоминается лучше всего:
- нечто очень приятное
- то, что случилось в первый раз
- неприятное, злое, когда кто-то обидел или напугал
- случаи, после которых лучше начинаешь понимать людей, мотивы их поведения

Вот, например, мои "10 фактов о том, как я 2 года проработала в детском саду".

1. Начнем с приятных моментов. Детский сад был (и есть) через дорогу от моего дома. Поэтому я очень часто опаздывала на работу. В первую смену мне нужно было являться в 7-30 утра, будильник у меня стоял на 7-15. Умыться, одеться, причесаться, спуститься с третьего этажа и перейти дорогу - в общем-то, мне времени хватало. Но иногда с утра хотелось поваляться еще минут пять:)

2. Устроилась на работу я в августе (как и все выпускники пед.вузов), и когда наступило 31 декабря, мне сообщили, что я - как "новенькая" - должна дежурить в этот день. Всех детей разобрали где-то к часу дня. Мне нужно было сидеть до 17-00 и ожидать прихода бабки-сторожихи. Все воспитатели сдавали мне ключи и убегали домой, а я сидела в пустой группе на подоконнике и смотрела в окно. Сначала было еще ничего. Но потом я стала все сильнее ощущать, что я нахожусь в ПУСТОМ большом помещении, что я тут ОДНА. Становилось все тише и тише. В этой тишине иногда раздавались звуки, обычные для любого здания, - что-то потрескивало, постукивало, падало или скрипело. Каждый раз потрескивала и поскрипывала подпрыгивала и чуть не падала я. Я очень боюсь быть одна в пустых помещениях. Постепенно сгущались сумерки. Сгущался и мой страх. Когда в очередной раз где-то что-то грохотнуло, я не выдержала, схватила одежду, сумку и коробку с ключами и с подпрыгивающим сердцем побежала по пустому зданию вниз, на первый этаж, и наружу... Там, на крыльце, я и простояла около двух часов, любуясь снегопадом и ожидая сторожиху. Мне было холодно. Зато не страшно.

3. До работы в детском саду я была свято уверена, что воспитатели кушают вместе с детьми, что их порции входят в меню, и что все это бесплатно. На деле оказалось немного не так. Кашу с утра и суп в обед можно было есть, да. А вот те, кто хотел второе, должны были записываться на кухне накануне, и потом у них стоимость сосиски или котлеты вычитали из зарплаты. А зарплаты в те времена у воспитателей были мизерные. Поэтому в нашем детсаду почти никто не записывался на второе, а вот ели все. Некоторые ели открыто, в группе, на глазах у детей. Некоторые стыдливо прятались с тарелкой в моечную или вовсе в туалет. Самым унизительным в этой ситуации были визиты методиста. Методист - это женщина, которая в детсаду отвечает за "методику обучения", она ходит по группам и проверяет, хорошо ли воспитатели учат детей, а также собирает с воспитателей деньги на покупку "учебных" книг. Так вот, эта методист очень любила оббегать все группы ровно во время завтрака и обеда, и когда она заставала воспитателя жующим, она выглядела почему-то очень довольной, и на ее лице читалось "я застала вас на месте преступления!".

4. Утренники. За два года мне довелось быть один раз гномом, дважды бабой Ягой и один раз снеговиком. Костюм снеговика мне не выдали, поэтому я сделала его дома сама - из длинной белой простыни, на которую нашила маленькие разноцветные елочные шары и белые бумажные снежинки. На лицо я надела "снежную" маску, тоже в виде снежинки. Все было хорошо, но когда я появилась в зале, детишки притихли. Снеговика во мне никто не признал. Уж не знаю, кого они признали, Снежную Королеву или ку-клукс-клановца, а может, "лучшее в мире привидение, дикое, но симпатичное", но когда они начали от меня шарахаться, я поняла, что костюм мне не удался. Ну или наоборот, очень уж удался. Пришлось срочно снимать маску.
Вообще, скакать в дурацком костюме и с размалеванным лицом, кривляться, смешить - это я могу.
А вот когда мне нужно было на новый год быть ведущей утренника, я струсила, спасовала и малодушно ушла на больничный.

5. Родители. Мне не повезло, мне досталось в группе несколько неадекватных родителей. Я с грустью вспоминаю ту себя, робкую и ужасно вежливую 22-23-летнюю девочку, которая не умела еще постоять за себя, когда ей в лицо говорят разные гадости. Чего только мне не довелось выслушать. Даже мой внешний вид и стиль одежды подвергался критике со стороны одной "мамаши". А та дурочка, которой я тогда была, только молча выслушивала, а потом рыдала дома, пересказывая мужу всю ту грязь... Мне до сих пор неприятно это вспоминать. Мне очень жаль ту меня. И я радуюсь, очень радуюсь, что сейчас я не такая и никому бы не позволила так с собой разговаривать.

6. Нянечки, то есть "помощники воспитателя", как они официально назывались. Не знаю, как сейчас, а тогда они получали нищенскую зарплату. Я сначала не могла понять, как вообще можно работать за такие деньги. Потом понемногу разобралась с мотивами, побуждающими женщин выбирать эту работу. Со мной работала пенсионерка, деревенская тетенька. Ей работа нравилась - тепло, покушать можно вкусно, а потом еще и отходы увезти домой своим поросятам. Потом со мной работала девочка-студентка, модная и красивая, ей эта работа понадобилась, чтобы был повод перевестись с дневного обучения на заочное. Еще многие женщины шли в нянечки, чтобы потом уйти в декрет, тогда это давало какие-то преимущества. Но была там еще категория женщин, которые работали нянечкой "просто так". Просто потому, что считали для себя такую работу единственно удобной. Они собирались в тихий час в пустой группе и пили чай с остатками утреннего батона и домашним вареньем, сплетничали, перемывали косточки воспитателям. Меня они не стеснялись, из-за моего возраста и моей "малахольности". Они обсуждали цены, быт, детей, они жаловались на то, что все такое дорогое, что платят мало. Но ни разу никто из них даже не помыслил о том, чтобы что-то в своей жизни изменить - или принять и не роптать. Они - что меня поразило больше всего - не интересовались в жизни НИЧЕМ. Это был в то время новый для меня тип людей, людей, которым ничего не интересно, кроме покушать и полежать на диване перед телевизором. Когда я упоминала при них какую-нибудь книгу или художника и т.п., они переглядывались и хихикали. Очень интересно было слушать их беседы. Они укрепили меня в мысли, что из детского сада нужно бежать, иначе это болото засосет и меня...

7. Приёмка. Это когда в конце августа специальная комиссия ходит по детским садам и школам и проверяет, все ли готово к началу учебного года. Меня приёмка не страшила, а воспитатели предпенсионного возраста, которые боялись потерять работу, очень нервничали, метались, приколачивали какие-то плакаты, сметали паутину на верандах, красили, мыли и т.п. Та приёмка мне очень запомнилась одним эпизодом. В саду из всех воспитательниц я только с одной могла поговорить на темы, близкие мне, - о книгах, творчестве, психологии, словом - о материях, далеких от бытовых и денежных нужд. Я очень полюбила ее, интеллигентную и приятную, и считала своим другом. И когда накануне приёмки эта женщина накинулась на меня злобно и гневно из-за каких-то старых цветочных горшков, которые много лет назад кто-то оставил на веранде, - я даже не помню подробностей, я помню только ее злое лицо - и мое изумление. Теперь, через годы, я уже не ведусь так наивно на приятную улыбку и грамотную речь. Люди бывают милы с тобой, пока ты не затрагиваешь их интересов - или пока им не покажется, что ты можешь им как-то навредить, испортить их отношения с начальством и тп, - и когда им это покажется, они не считают нужным продолжать улыбаться тебе.

8. Музыкальные занятия в детском саду вела тихая и не умеющая за себя постоять женщина, у которой дома было три кота. После обеда она обходила группу за группой и искательно заглядывала нянечкам в глаза, выпрашивая объедки для своих котиков. Ей грубили даже нянечки. Она терпела все молча. Со мной она разговаривала радостно (у меня тоже было много кошек), и часто жаловалась на жизнь.
Другим человеком, которого не уважали, была одна верующая воспитательница. Не знаю, что за религия у нее была, но эта религия позволяла ей не пользоваться дезодорантом, водить своего маленького ребенка в садик в грязной или рваной одежде, не готовиться к занятиям с детьми. Ей открыто грубили и методист, и заведующий детсадом. А она ходила совершенно счастливая и ничего не замечала.
Глядя на этих двоих женщин, я думала о том, что же хуже - понимать, что коллектив тебя презирает, - или не догадываться об этом...

9. Открытое занятие. Каждый год все воспитатели должны провести по одному открытому занятию, на которое приходят все другие воспитатели и все начальство детсада. К этому занятию готовятся за месяц, рисуют декорации, готовят инвентарь, раздают детям учить их роли и ответы. За два года я не провела ни одного такого занятия. Методист наседала на меня, требовала. А во мне поднималась волна ужаса при мысли, что на меня будет смотреть столько людей, а я буду не баба Яга и не гном, а как бы серьезный и правильный воспитатель. В общем, я поэтому из детского сада и уволилась. Открытое занятие было слишком страшно для меня.

10. Когда мне было 2 года, я убежала из детского сада - просто открыла калитку и ушла домой. Когда мне было 6 лет и меня привезли из бабушкиной деревни и стали снова водить в детсад, я рыдала без остановки, мне было там очень плохо. Когда мне пришлось там работать, я уволилась ровно в тот день, когда это стало возможным (2 года нужно было отработать, т.к. государство пять лет учило меня и платило мне стипендию). Я так и не полюбила детский сад. И мне кажется, что если есть возможность остаить ребенка дома, то не стоит тащить его в детский сад, где детей учат только одному - "ходить строем", исполнять одинаковые действия по команде воспитателя. И честно говоря, я предпочла бы, чтобы мой ребенок в детский сад не ходил. Ну а получится ли - жизнь покажет...

© sumki-deluxe.ru, 2024
Женский портал моды и красоты