Марийская одежда. Марийский национальный костюм: особенности и виды Как выглядит марийский народный костюм

27.03.2024

Женский костюм

Традиционный марийский женский костюм состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесными подвесками, головного убора и обуви из лыка с шерстяными и холщовыми онучами. Праздничный костюм дополнялся набором украшений.

Нательная одежда. Женская рубаха (тыгыр) из холста, составлявшая основу народного костюма, была туникообразного покроя: кусок холста, перекинутый со спины на грудь составлял стан; в нем делался разрез для ворота. К этой центральной точе по прямой нитке пришивались невырезные рукава (шокш) с ластовицами (кыштек) четырех или треугольной формы; с боков, под рукавами, захватывая их, помещались боковины. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной - туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации.

Среди горных мари бытовало два варианта женской рубахи: 1) рубаха с центральным грудным разрезом со слегка суженными к кисти рукавами, между станом и боковыми прямыми полотнищами пришивались клинья [Прил. 1]; 2) рубаха с центральным грудным разрезом со слегка суженными рукавами, к стану пришивались скошенные боковые полотнища, каждое из которых состояло из двух раскошенных половинок [Прил.2].

По мнению Т.Л. Молотовой, покрой и орнаментация ранней традиционной женской рубахи горных мариек принципиальных различий не имела, а была во многом сходна с рубахой луговых мари. Предположительно, более старинная рубаха горномариек имела не центральный грудной разрез, а смещенный вправо. По всей вероятности размещение грудного разреза в центре основной точи холста возникло в более поздний период - ко второй половине XIX века. Возможно, этот конструктивный элемент был заимствован у чувашей, рубаха которых имела именно такой разрез в области груди.

Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями.

В конце XIX века у горных мариек рубаха имела скудную орнаментацию, хотя до середины данного столетия она отличалась богатой вышивкой [Прил. 3]. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, на которой вышивка соответственно стала мелкой. В начале XX в. горные марийки нагрудную вышивку (тыгыр мел) стали переносить на заготовку из красной материи, которая пришивалась у грудного разреза. При стирке рубашки эта деталь на время отпарывалась. Современная рубашка горных мариек не имеет нагрудной вышивки. Таким образом, орнаментация возле грудного разреза гономарийской рубашки постепенно исчезает, в настоящее время ее иногда заменяет зигзагообразная строчка из черных ниток. Только небольшая вышивка черными нитками на плече вдоль шва (тыгыр кек), чаще всего с геометрическими мотивами, сохранились на современных рубашках.

Яркой и своеобразной особенностью женской рубахи данной группы были нашивки, пришиваемые вдоль плечевого шва (вочыгач), представляющие собой парные полоски из черной ткани, вышитые черными нитками. При стирке они также отпарывались. В данное время в народном костюме горных мариек парные плечевые нашивки (вочыгач) - обязательная, важная деталь рубашки, которая украшается вышивкой, лентами и блестками.

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения, так например: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных же мари - напуском.

Штаны (ялаш) у горных мари относились к типу штанов с узким шагом. Они состояли из штанин и клина между ними, который создавал ширину шага [Прил.4]. Традиционные штаны имели 4 завязки: две задние завязывались спереди, две передние - сзади, укреплялись они низко на бедрах. С начала XX века завязки на штанах начинают заменяться гашником [Прил. 5], как на мужских штанах.

Длина штанов у горных мариек доходила до щиколоток. Штаны виднелись из-под рубашки, но это не считалось зазорным. Они скреплялись на поясе при помощи нитяной веревочки, продетой, в верхний край штанов, подшивавшихся широким рубцом.

Верхняя одежда. В традиционном женском костюме она представлена кафтанами: летними из белого холста, осенне-весенними из сукна, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из овчин.

Среди горных мари бытовал кафтан с выкройной проймой со швом на плече, с отрезной талией, сборчатый, с небольшим стоячим воротничком, без орнаментации, напоминающий русскую поддевку [Прил.6]. Такой тип верхней летней одежды появился в их среде в конце XIX века, быстро вытеснив другие формы легкой верхней одежды. До этого периода у горных мари бытовал короткий туникообразный кафтан со слегка приталенной спинкой и боковинами (ала шавыр), богато украшенный вышивкой, лентами на груди и спине. Однако к концу XIX века «ала шавыр» применялся как свадебная принадлежность костюма свахи и невесты. Этот факт дает основание полагать, что кафтан с отрезной спинкой и сборками пришел на смену женской прямоспинной летней верхней одежде у горных мари.

В холодный период осени и весны мари носили теплую верхнюю одежду (мыжар) из грубого домашнего сукна с суженными к кисти рукавами. Характер ворота зависел от назначения верхней теплой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных - закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна (ош мыжар, луды мыжар) и украшали по краям фабричной тесьмой. На будничные кафтаны употреблялось сукно коричневого или черного цвета (шим мыжар).

Теплые суконные кафтаны подразделяются на несколько вариантов, одним из которых является прямоспинный кафтан со швом на плече, приталенный, с 1-2 клиньями в боках с шалевым воротником. К нему же относится свадебный зеленый прямоспинный приталенный кафтан из фабричной ткани с 2-3 клиньями в каждом боку, с небольшим четырехугольным воротником, украшенным кумачом, монетами, кисточками из шерсти. Такой кафтан бытовал как среди луговых (уржумских, яранских) так и горных мари. У последних он имел некоторые особенности в покрое: был очень длинным - до пят, сзади в талии кафтана клинья собирались в фалды [Прил. 7]

К концу XIX века среди горных мариек был распространен тип теплого кафтана со швом на плече, отрезной сборчатый кафтан с глухим воротом. Наиболее ценным у данной группы считался кафтан такого покроя из тонкого фабричного сукна (посто мыжар), который стремились справить в приданое девушке-невесте.

По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Только зимние кафтаны у горных мари утеплялись в верхней части при помощи ваты. Поскольку по конструкции они не отличались, мы не выделяем зимние кафтаны в особые типы.

Зимой женщины надевали шубы из овчин черного или коричнево-красного цветов. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии - сборчатыми, нередко края их украшались машинной строчкой, тесьмой, а у горных мариек - желтым мехом - «котик».

Количество шкур, используемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10-12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном.

Традиционные шубы у луговых и горных мариек были аналогичными по покрою, известному марийцам издавна, что подтверждают археологические материалы IX-XI вв.- остатки отрезного в талии, сборчатого кафтана из телячьей кожи.

В зимнее время, отправляясь в дорогу, женщины пользовались мужскими прямоспинными тулупами и чапанами, которые имели шов на плече. Только женщины из богатых семей имели специальные тулупы, которые по покрою не отличались от мужских, но имели воротник из мерлушки.

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского женского костюма. Различные виды поясов (кожаные, шерстяные и др.) и прикреплявшиеся к ним декоративные и утилитарного назначения элементы - поясные подвески, мешочки для хранения разных вещей - известны по археологическим материалам IX-XX вв.

Пояса подразделяются на два вида - повседневные и праздничные. Будничные пояса (ышты) длиной до 2-2,5 метров и шириной 2-4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки (янцык) для хранения денег, иголок, ниток и т. д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами, поэтому они назывались «шиян ышты » (пояс с серебром).

Для опоясывания верхней одежды применяли самотканные шерстяные кушаки из шерстяных и конопляных ниток, длиной до 2,5-3 метров, шириной - 10-15 см. С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.

На поясе женщины носили холщовые вышитые подвески. Специалисты выделяют три типа орнаментированных поясных подвесок: однолопастные; двулопастные парные; узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У горной группы бытовал второй тип поясных подвесок. У горных мари раньше, чем в других группах, подвески, выйдя изупотребления (к началу XX в.), были заменены шелковыми поясами (парсын ышты) и поясной завязкой фартука (запон кандыра), представлявшей самостоятельный элемент в костюме. «Запон кандыра» состоял из прямоугольного кусочка холста с нашитой на него лентой в виде банта или куска однотонного ситца или сатина. К фартуку он прикреплялся при помощи булавок.

Пояс играл важную роль в костюме племен и народов, занимавшихся земледелием, охотой и собирательством. Носили его с рубахой туникообразного покроя. Этот элемент одежды был характерен для многих народов Европы. Луговые и горные марийки всегда подпоясывали одежду, только у группы восточных мари можно было встретить женщину в неподпоясанной рубахе, что связано с влиянием соседних татар и башкир.

Передник (анзылвач) по праву считается поздним элементом в общем комплексе марийской народной одежды. В дореволюционной этнографической литературе начала второй половины XIX века отмечалось, что марийские женщины и девушки поверх рубах, «как дома, так и везде во время лета ничего на себя более не надевают», а во время свадеб «вместо фартука черемиски подвязывают большие шелковые платки...» По-видимому, передник в костюмном комплексе мариек появляется не раньше второй половины XIX века.

В начале XX века были распространены два подтипа передников: первый без грудки, второй с нею. Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса горных мариек в конце XIX века. Форма выреза грудки передника у этой группы мари была треугольной. Передник с грудкой, ставший впоследствии неотъемлемой частью костюма мариек, видимо, был заимствован у русского населения, поскольку термин «запон» («сапон») и покрой говорят сами за себя.

Головные уборы. У мари, как и у других народов России, женский головной убор отличался в зависимости от ее семейного положения. Головные уборы подразделялись на девичьи и женские.

Основным головным убором горномарийских девушек был платок (савыц): будничный - из холста, в праздники - надевался покупной, фабричный. Он складывался по диагонали, а концы его завязывались под подбородком.

Замужние женщины носили головные уборы двух типов: 1) мягкий полотенчатый «шарпан»; 2) платки.

Первый тип головного убора был сложным - составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый «шарпан» из холста, носившийся всегда в комбинации с вышитым начелышем «нашмак». «Шарпан» представлял полотенце (2 м - 0,3 м), богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, лентами, кружевом. Узор вышивки состоял из поперечных полос, в каждой содержались определенные символы, например: первый ряд - большая река, второй - яблоневый сад, третий - девушка идет за водой, четвертый - тропинки, сбегающие в овраг. Для сведущего человека «шарпан» был открытой книгой, в которой можно было прочесть о жизни и мечтах женщины. Узоры-символы нужно было изобрести, поэтому, если кто перенимал узор, то к такому узору пришивалась шелковая ленточка или кисточка. У горных мари «шарпаны» часто подкрашивались в желтоватые цвета.

«Нашмак» - узкая орнаментированная полоска холста, которая прикреплялась с помощью металлических заколок. У горных мариек они были длинной - 45-50 см и шириной 4 см. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах «нашмака», орнаментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Так например, луговые марийки (Царевококшайский уезд) закрывали «шарпаном» шею, затылок и косу полностью, а горные марийки им закрывали не голову, а шею и косу. Вероятнее всего, такой способ ношения этого головного убора связан с тем, что в XIX веке у горных мариек существовал и другой головной убор -«ошпу», который закрывал голову. «Опшу» исчез, а способ надевания «шарпана» остался прежним, т. е. он не закрывал все волосы полностью.

Полотенчатый головной убор «шарпан» имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов - башкир и татар (тастар), чувашей-анатри (сурпан), с которыми мари жили в близком соседстве и у которых, видимо, его заимствовали.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп мари было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из трех полос холста. У горных оно называлось «куку». В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, на смену им пришли фабричные шелковые платки (парсын савыц).

Шапки (упш) в прошлом широко употреблялись в зимний период. Как свидетельствуют данные археологии, марийки пользовались ими с давних пор. У них бытовали два типа женских шапок. Первый тип, употреблявшийся во второй половине XIX века, в качестве свадебно-обрядовой принадлежности невесты и женщин у луговых и горных мари, является наиболее архаичным. Высокий суконный верх шапки имел четырехугольную форму, для которого употреблялось красное (малиновое) сукно или плис (хлопчатобумажный бархат). У горных мари опушка такой шапки была из бобра (ындыр тыран упш). Верх шапки украшался разноцветной фабричной тесьмой. Подобная шапка у горных мари вышла из употребления к концу XIX в.

Шапка второго типа из мерлушки серого или белого цвета с круглым суконным верхом называлась у горных мариек -«ыслык».

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на этническую принадлежность, возраст и социальное положение носительницы. У женщин-мариек в прошлом считалось большим грехом показаться на людях без головного убора. Без него могли ходить только девушки.

Обувь. Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью мари были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык (шым ниян йыдал), а праздничные - из девяти (индекш ниян йыдал). Они иногда в носовой части украшались лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву высотой 3-4 см., чтобы в обувь не проникала вода.

Оборы лаптей были обычно свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5-2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка (ялгач), чтобы они лучше держались на ступне. У горных мариек стопа и голень полностью обертывались черными онучами, но не так толсто, как у луговых.

Способ ношения обуви имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей, а самое главное - в способе завязывания обор (керем). Горные марийки завязывали оборы у колена.

Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами, тогда как у горных мариек не было никаких украшений.

Из липового лыка, а иногда из бересты плели «ступни» (ката). Данный тип обуви использовался редко и только во время домашних работ.

Кожаная обувь ценилась, ее старались надевать только в праздничные дни. У поволжских мариек употреблялся один тип обуви сапоги (кем), нижняя часть голенища которых была собрана в гармошку. Валенки (мижгем) носили представительницы состоятельных семей.

Украшения. Обязательной принадлежностью марийского костюма были съемные украшения. По археологическим материалам, различные украшения богато представлены у марийцев уже в IX-XI вв.: головные, шейные, нагрудные, наручные. Металлическими украшениями отделывалась одежда, головные уборы, обувь, другие части и детали костюма.

В отличие от мужского женский костюм, особенно праздничный, включал целый набор разнообразных украшений: головных, шейно-нагрудных, поясных, для рук.

Наушные украшения «пылыш окса», из узкой полосы кожи или ткани, зашитой с лицевой стороны рядом монет, имели петли, надевавшиеся на ушную раковину и были распространены среди всех групп мари, в том числе и горных. В нижней части петли находятся дополнительные подвески из монет. Некоторые украшения соединены тесьмой, низкой бусин и монет, цепочкой, сплетенной из бисера, которая проходит под подбородком. Также головным украшением горных мариек являлись серьги. Они состояли из металлического крючка, вдеваемого в мочку уха. Приобретались у торговцев-разносчиков или на местных базарах.

«Ошпу» женское украшение, представлявшее собой матерчатую шапочку с отверстием в середине. У горных мариек оно имело небольшую прямоугольную лопасть, спускавшуюся на шею. Из костюма горных мариек оно вышло из употребления к концу XIX века.

Из шейно-нагрудных украшений среди горных мари бытовали: ожерелья (шуаш) из бисера, бус, монет, были очень популярны ажурные серебряные цепочки (цепошка),а также (танганкайтан), представлявший собой полоску кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет.

Наиболее древним нагрудным украшением была застежка - сюльгама. У горных мари сюльгама со временем преобразовалась в большое нагрудное украшение из монет, нашитых в виде рыбьей чешуи на косок кожи (почкаму), отделанную бусами и бисером.

Среди горных мариек бытовали черезплечные украшения в виде широкой полосы холста, крытой кумачом (аршаш). Оно зашивалось имитациями монет, раковин каури. К началу XX века вышло из употребления.

Для украшения рук использовались браслеты, кольца и перстни. Браслеты (кидшол), литые из узкой пластинки с незамкнутыми концами, покрыты геометрическим и растительным орнаментом. Они были распространены у всех групп марийцев, включая горных. Кольца и перстни (шаргаш) носили как девушки, так и замужние женщины. Их приобретали на местных рынках или у торговцев-разносчиков.

Женский костюм обязательно дополнялся поясными украшениями. На поясе марийские женщины носили металлические гребешки, игольники, ножи и кожаные сумочки. В начале XX в. общая тенденция упрощения костюма коснулась и украшений: наиболее сложные и неудобные для ношения формы вышли из употребления.

  • Киляева таня
  • Работа выполнена на факультативе «Театр мод».
  • Руководитель:Низамова Е.Г.
  • МОУ СОШ №8 г.Нефтеюганск
  • Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
  • Одежда марийцев подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора. Женский костюм дополнялся украшениями.
  • Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди. Воротника обычно не было, вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна.
  • Особенности мужской одежды.
  • Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. Вышивка на рубахах сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
  • Основными частями женского костюма была богато украшенная вышивкой, штаны, рубаха, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. Рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье.
  • Особенности
  • женской
  • одежды.
  • Покрой рубахи был прямой, туникообразный. Рукав был прямой без обшлага. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, а ворот завязывался тесемкой.
  • Поверх рубахи марийки надевали передник. Часто шили его из цветной пестряди, а некоторые– из добротной белой ткани. Передник украшали вышивкой и обшивали кружевами.
  • «Шимакш», пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком. Молодые девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю». Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо».Он имел сходство с убором «шимакш». Сюда пришивались монеты, раковины каури, бисер. Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью.
  • Головные уборы.
  • Молодая девушка в будни носила небольшое количество украшений: шейные ожерелья, серьги, кольца. Во время праздников она надевала полный набор, состоявший из всевозможных нашейных, нагрудных, наручных и поясных украшений. Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера. Также марийцы носили разнообразные ожерелья обшитые мелкими монетами и бисером.
  • Украшения.
  • Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и валяную (зимняя). В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.
  • Обувь.
  • К сожалению со временем утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы – одна из народностей Среднего Урала,населяющих многонациональный Кунгурский край. Их предки поселились в верховьях р. Сылвы в конце XVI-начале XVII веков. Пермские марийцы относятся к восточной группе марийского народа, представители которой проживают так же в Свердловской области и республике Башкортостан. Число марийцев, проживающих в Пермской области, по данным переписи населения 2002 г., 5590 – это 0,2 % от всего населения области. Компактно живут на своей исторической территории в двух сельских администрациях Суксунского района около 1,5 тыс. марийцев, что составляет 7 % от общей численности населения района. У сылвенских марийцев хорошо сохранился родной язык (на бытовом уровне), костюм, некоторые семейные обряды; многие владеют письменностью на родном языке. Марийский язык преподается в школах.
Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии,а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.

Одним из ярких проявлений этнической культуры марийцев Прикамья является традиционный костюм. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Все предметы традиционного костюма богато орнаментировались вышивкой, что заметно отличает его от костюмов других народов Прикамья.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха,холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы.Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных
рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи тувыр, служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом ушто и передником ончаласакме. Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – шнащобычо или шлык – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Шлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок солык украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.

Мужчины носили туникообразные рубахи тувыры, которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны,бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.
Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.
Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на
концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».



В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти йондал имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.
Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д.

Вышивка (т;р) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза.
В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди.

Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская.
Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре.
У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.

Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки.
Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел т;р), концах рукавов (шокш мучаш т;р), подоле (урвалте йыр т;р), так и вдоль всего рукава (шокш мучко т;р), на уровне груди (п;шт;р), на спине (туп йыр т;р), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен т;р).

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально.
Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.

Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи.
Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение.
Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев.
Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки.
Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.


Чемпион мира по смешанным боевым искусствам (UFC 6) "Русский медведь" Олег Тактаров в марийском национальном костюме

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

*********************************


Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала "Арслан" Эльвира Куклина рассказала: "Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа".


Эльвира Куклина на передаче "Большая страна" на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.


Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется "Пеледыш пайрем" или "Праздник цветов".


Празднования праздника "Пеледыш пайрем"

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник "Пеледыш пайрем" состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.


Празднования праздника "Пеледыш пайрем" в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.


Кугече - Марийская Пасха



Марийский национальный праздник Семык


Праздник Ӱярня — марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной "на каждый день"?

© sumki-deluxe.ru, 2024
Женский портал моды и красоты